Что делать в случае конфликта в коллективе

15 август 2018

Не мешайте здоровым спорам

Понятие «конфликт» в широком смысле означает противоречие взглядов, идей, мнений. Наличие определённого рода конфликтов в компании нормально и даже ведёт к успеху, считает Патрик Ленсиони, автор книги «Пять дисфункций команды». Дело в том, что несовпадение методов решения задач часто делает работу более эффективной, а наличие конкуренции между конфликтующими оказывает оздоравливающее воздействие на атмосферу в коллективе. Важной отличительной чертой вредного конфликта является отсутствие доверия между вовлечёнными сторонами. Если конфликт сказывается на эффективности компании, то без участия руководителя уже не обойтись.

Выявите главных героев

Когда люди ссорятся, не всегда речь идёт о личных противоречиях. «Присмотритесь внимательнее: иногда двое конфликтующих и посредник становятся участниками поведенческой игры, которая сигнализирует о проблеме в структуре организации», — считает предприниматель и консультант Алдонна Р. Амблер. Она расценивает конфликт как отправную точку для прояснения и оптимизации бизнес-процессов: перераспределения задач, создания более чётких инструкций, анализа информационных потоков в компании. Таким образом, конфликт в коллективе иногда может помочь выявить более глобальные проблемы, из-за которых буксует вся компания.

Обращайтесь к личности, говорите о действиях

В процессе разрешения конфликта важно не превратиться из посредника в участника. Выслушайте каждого сотрудника, вовлечённого в конфликт, побудьте «в его шкуре», но не принимайте ничью сторону, рекомендуют эксперты по управлению конфликтами Том Харви и Джерри Джелисон. Основная задача руководителя — создание таких условий, чтобы участники сосредоточились на путях решения проблемы, а не на обстоятельствах, которые привели к ней.

Найдите решение совместно

Как часто, находясь в конфликтной ситуации, вы прислушиваетесь к советам? Обычно люди негативно относятся к мнениям, навязанным извне. Каждый, кто вовлечён в конфликт, искренне считает, что он прав. Бизнес-консультант и владелица журнала Marvelous! Magazine Деб Петерсон придаёт большое значение процессу совместного поиска оптимального выхода из ситуации.

Конфликт — это кризис, за которым следует рост. Если обе стороны будут согласны с найденным решением, то ни у кого не останется ощущения проигрыша.

Объясните преимущества примирения

Думаете, что компромисс, подразумевающий уступки каждой из сторон, — это оптимальная стратегия разрешения конфликтов? На самом деле предпочтительнее стратегия сотрудничества, при которой максимально учитываются желания обоих участников. Напомните, что у всех в компании общие цели. Исследование, проведённое в междисциплинарном центре исследований университета Орхуса, показало, что смещение фокуса внимания с процессов на конечный результат приводит к улучшению взаимодействия.

Объясните, насколько каждый выиграет от слаженной работы и как это важно для успеха компании в целом.

Не можете разрешить — урегулируйте

Не все конфликты можно разрешить: некоторые люди по своим личностным качествам не подходят для совместной деятельности и будут конфликтовать снова и снова. В этом случае можно применить тактику урегулирования (например, развести сотрудников по разным отделам) или придумать метод для урегулирования конфликта каждый раз, когда он возникает.

Оригинальный способ поочерёдных решений опробовал в своей компании 37signals Джейсон Фрид: «Сегодня прав ты, а завтра буду прав я» — таким алгоритмом он руководствовался в работе. Кому-то способ может показаться немного детским, но он работает.

Источник: the-village.ru